Газета «Вестник»
Архив

№ 42 (719)
14 октября 2004


Заголовки в формате RSS

Открытый диалог


Научно-исследовательский центр 'Регион’ Ульяновского государственного университета при поддержке Фонда Кэтрин

и Джона МакАртуров в рамках проекта 'Межрегиональный ресурсный центр молодежных исследований’ провел летнюю школу 'Открытый диалог: Молодежь России — конструкты, идентичности, гражданские практики’.

День первый

Знакомство

Летняя школа скорее напоминала слет молодежи не только со всей матушки России, но и из дальнего зарубежья. Отбор участников проходил на конкурсной основе и составил более 2 человек на место. Разместили нас (около 60 человек) в уютных номерах гостиничного комплекса 'Болдино’. Программа мероприятий была насыщенной — с семи утра и до двух часов ночи учеба чередовалась с культурно-массовыми мероприятиями, и каждый день был буквально расписан по минутам.

В фокусе внимания программы летней школы оказалась современная молодежь, ее практики и идентичности. Обсуждались вопросы, затрагивающие не только академические исследования, но и другие виды деятельности субъектов, включенных в практическую реализацию молодежного вопроса.

После краткого введения в 'курс дела’, мы отправились на экскурсию по Болдино.

Большое Болдино

Это замечательный уголок России, глубинка в глубинке. Болдино расположилось на землях Нижегородской области, которые на протяжении трех столетий принадлежали Пушкиным — одному из древнейших дворянских родов России. Эта земля 'в Арзамасском уезде под большим мордовским черным лесом’ досталась предкам великого поэта Александра Пушкина не даром — на рубеже XVI-XVII веков они заслужили ее ратными подвигами и успешной государственной деятельностью.

Усадьба Пушкиных является центром Болдино. Здесь расположен государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник. Удивительно чистое село напоминает пригород какого-нибудь крупного города в Европе. Аккуратные домики, идеально подстриженные газоны, ухоженный парк с каскадом прудиков и мостиками над ними, приветливые жители — все это создает ощущение спокойствия и светлой радости. Необъятные просторы и практически вся панорама села открываются с высоты древнейшего холма с романтическим названием Буравушкина горка. Не оставляет мысль, что именно здесь, под очарованием такой же болдинской осени творил поэтический гений. Атмосферу созидательного творчества постарались создать и участники школы.

Что такое молодежь?

Погрузившись в мир столь же романтический, сколь и деловой, мы вернулись к вопросам, ради которых нас здесь собрали.

Что такое молодежь и существует ли она вообще как социальная группа, поколение? Если да, то какая она и как воспринимает ее общество?

Для обывателей 'молодежь’ — это то, что принадлежит будущему. И это 'будущее’ вызывает как позитивные ассоциации (со всем новым, с надеждой на лучшее), так и негативные (связанные с опасностью и 'страшными диагнозами современности’). Непонимание специфики современной молодежи соединяется с общественным диагнозом о дегенерации нового поколения. Молодежные нормы, мораль и культурные практики угрожают стабильному и поступательному развитию 'зрелого’ общества. Эти реакции становятся особенно заметными, когда современная молодежь (в союзе с 'опасным’ воздействием масс медиа) становится 'козлом отпущения’, виновником всех общественных болезней.

Рискованный вопрос

И западные, и отечественные исследования молодежи объединяет доминирующая позиция 'проблематизации молодежи’. В работах, посвященных социологии молодежи, можно обнаружить прямо противоположные определения. Эти практические и теоретические затруднения проявляются и в государственной молодежной политике.

Естественно возникает вопрос: 'Кто же виноват?’ Общество обвиняет молодежь, которая в свою очередь вопрошает: 'А что же вы от нас хотите?“ И, несмотря на это, все хотят быть молодыми. Может быть, уже надо перестать смотреть на молодежь как на группу риска? И, может быть, наоборот, молодежь живет в обществе риска?

Проблема

В выступлении Елены Омельченко (научного руководителя школы, директора НИЦ 'Регион’ УлГУ) прозвучал интересный вывод. Оказывается, понятие 'молодежь’ не существовало в XIX веке. Конструкт 'молодежь’ появился только с развитием индустрии, когда начался приток молодежи в города, и жить на селе стало невыносимо. Семья перестала выполнять социальные и экономические функции, а также роль воспитателя. Эти функции отошли к государству. Результат… Молодежь, освобожденная от контроля, обязанностей, домашней работы, не имея организованного досуга, стала 'хулиганить’. Именно в это время и появилось понятие 'молодежь’. С тех самых пор уже 150 лет общество воспринимает 'молодежь’ как 'проблему’. Возникает вопрос: 'Возможно ли существование 'молодежи“, если подобный взгляд на нее исчезнет?».

День второй

Маленькая соседка Болдино

Второй день летней школы начался в маленькой мордовской деревушке Пикшень. Проехав от Большого Болдино всего 5 километров, мы попали в совершенно другую эпоху. Нас встретили с хлебом и солью женщины в национальных костюмах, и их приветствие на эрзя языке очаровало всех особой 'музыкой’.

Пикшень — центр мордовских традиций и культурного наследия. О своей любви к родной земле местные жители говорят так: 'Даже камень на нашей горе нам кажется пуховой подушкой’. Исторически на этих землях жили мокши и эрзя. Только при советской власти их объединили в Республику Мордовия. Дети и взрослые бережно относятся к своей истории. В школе силами учащихся организован музей народного быта, и экскурсии в нем проводят сами ребята. Пикшень — в переводе с эрзянского означает 'липа’. По легенде, 500 лет назад крепостные взбунтовались против свирепого барина и ушли в леса. Липовая роща укрыла беглецов и очаровала, вот они и решили здесь остаться. Так появилась Пикшень. Основным занятием в деревне было и остается земледелие. В свободное от полевого сезона время современные эрзя занимаются историей села, языком. Всем миром отмечают праздники, устраивают гуляния и решают важные проблемы. С чувством особого достоинства сельчане устроили нам званый обед из национальных блюд, а после обеда познакомили с самобытным творчеством.

Ресурс

Вернувшись к занятиям, мы говорили о молодежи Пикшени, которая совсем не воспринимается как проблемная. В подрастающем поколении местные жители видят свою опору, свое будущее. Здесь молодежь воспринимается как ресурс.

На лекции Евгении Лукьяновой (координатор проектов слушателей летней школы, заместитель директора НИЦ 'Регион’ УлГУ) мы узнали, что молодежь как ресурс используется повсеместно. Только социальным капиталом она не обладает. Молодость стараются использовать в достижении своих коммерческих целей те самые взрослые, которые и наклеивают ярлык 'проблема’ на так необходимую им молодежь.

Культ

Наталья Гончарова (директор школы, заместитель директора НИЦ 'Регион’) подчеркнула, что сейчас молодость стала культом. В рекламе, например, постоянно культивируется молодое энергичное, эстетически привлекательное тело. Идет прямое внушение: хочешь быть молодым, пользуйся такой-то косметической серией или приходи в такой-то салон красоты. Феномен рынка 'снова молодых’ создает новые отношения. А молодость становится предметом потребления. Жизнь наполняется атрибутами 'молодежного стиля’. Границы, определяющие 'молодежь’ как группу, размываются, сомнению подвергается и само ее существование как конструкт.

Снова молодые

Именно из-за этого разгорелась дискуссия. Как и что потребляет молодежь, как ее 'дурят и разоряют’ производители рыночных благ для утоления своих коммерческих интересов. Оказалось, что именно в маркетинговом смысле основным критерием для определения молодежной аудитории является не возраст, а самоотнесение человека к группе молодежи в пространстве потребления. Если человек одевается в джинсы, ботинки 'Camelot’, пьет 'Coca Cola’, читает Пелевина и Коэльо — то он идет по жизни вперед, верит в мечту и, стало быть, молод. И мало кто задумывается, что этого недостаточно. Во время дискуссии мы определили, по каким признакам можно узнать представителей рынка 'снова молодых’. Они деятельны, активны, экстравагантны и готовы бросить вызов обществу.

Но что это дает самой молодежи?

(Продолжение следует)

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2021